Проблема кариеса зубов и заболеваний пародонта имеет многовековую историю. Такой интерес и постоянное внимание стоматологов связано с широким распространением этих заболеваний среди большинства населения. Вместе с тем мировая стоматологическая практика убедительно доказывает, что в настоящее время сохранить здоровые зубы и ткани периодонта и улучшить сложившуюся ситуацию возможно лишь через внедрение в повседневную практику методов профилактики стоматологических заболеваний. Каждый человек должен заботиться о здоровье ротовой полости и регулярно за ней ухаживать, обеспечивать качественный гигиенический уход, в том числе на профессиональном уровне. Несмотря на ежедневную чистку и полоскания, нельзя пренебрегать плановыми визитами к стоматологу. Как правило, большинство пациентов приходит в клинику при появлении неприятной симптоматики, хотя гораздо проще придерживаться простых профилактических правил и не допускать развития патологий.
Методы профилактики
К методам профилактики основных стоматологических заболеваний относятся: индивидуальная гигиена полости рта; профессиональная гигиена полости рта; системное использование препаратов фтора; применение средств местной профилактики; стоматологическое просвещение населения. Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствует физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты, входящие в состав средств гигиены, обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, повышая их устойчивость к вредным воздействиям. Зубная щетка является основным инструментом для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Следует отметить, что щетки средней жесткости и мягкие наиболее эффективны, так как щетинки у них более гибкие и лучше проникают в межзубные промежутки, фиссуры зубов и поддесневые участки.
Профессиональная гигиена полости рта
Среди множества профилактических мер первостепенной проблемой является контроль за зубным налетом, являющимся основной причиной, вызывающей кариес зубов и воспалительные заболевания тканей пародонта. Эффективность самостоятельного удаления зубного налета пациентом зависит от его мотивации, знаний и навыков по гигиене полости рта. Однако самостоятельной чистки, как правило, оказывается недостаточно для полного удаления налета из труднодоступных мест: межзубных промежутков, пришеечных областей, проксимальных поверхностей зубов, щечной поверхности моляров верхней челюсти, язычной поверхности нижних моляров. Профессиональная чистка, проводимая специалистом (врачом-стоматологом или гигиенистом стоматологическим), обеспечивает полное удаление зубного налета. Профессиональная гигиена включает в себя несколько этапов: мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболеваниями; обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта; удаление над- и поддесневых зубных отложений и т.д. Профессиональная гигиена как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям, подросткам и взрослым строго индивидуально и через определенные интервалы времени.